Наталия Тараненко - коренная одесситка, закончила универитет Акадия с красным дипломом, университет Торонто, физик по специальности. Работает в ОНУ имени И.И.Мечникова. Все, что она делает, делает безукоризненно. Безукоризненны и гениальны ее стихи и песни. Написано и издано 5 книг, записано множество песен. Своего часа ждут уже созданные, неизвестные маленькие шедевры. Произведения Н.Тараненко элитарны, изящны и ориентированы на думающую аудиторию.
Наталия Штльниковская
Читайте новые стихи и слушайте записи в группе "Наталия Тараненко. Стихи. Песни. Рисунки"
Авторская программы "Песни весны" рассчитана на широкую аудиторию. Вы можете прекрасно провести время в лёкой приятной атмосфере песен под гитару и стихов. Ждём ваших предложений.
Вышел новый сборник стихов Наталии Тараненко "Игра с гравитацией". Книга красивая, качество отличное. Сборник очень разноплановый, что вы обязательно найдёте для себя что-то интересное. Цена – 70 гривен. Книжка идёт в комплекте с диском. Чтение стихов под музыку дополняет сборник. Комплект книжка+диск стоит 100 гривен. Тираж очень маленький, осталось всего несколько книг. Спешите заказать!
Блог
О бесконечности
О, есть ли неразгаданности имя
Среди имён бессчётного числа?
Тех далей, что зовём мы голубыми,
Прозрачность так божественно светла,
Но нам открыта лишь для созерцанья
И дальше, чем за тысячью преград...
О, есть ли откровенью оправданье
Там, где, ликуя, блещет маскарад?
О, есть ли переполненности место
Среди забот и радостей людских,
Иль суждено ей умереть безвестно,
Засушенной в страницах древних книг
Загадочною замкнутой кривою,
По существу не понятой никем?
О, есть ли имя этому прибою,
Стучащемуся в грудь, но лишь затем,
Чтоб слишком ярко озарить мгновенье
И навсегда покой и сон отнять?..
О, есть ли имя этому волненью,
Которое в словах не передать?..
И путь непоправимо быстротечен
И к нам порой безжалостен наш век,
Но мир необозримо бесконечен,
И бесконечен в мире человек.
Огонь воскресенья из пепла и тьмы
Обычаи цепки. Стремнина страшна.
Мы вязнем упорно в своей колее.
Опутала нас лабиринтом она,
Как странный узор на рисунке Клее.
Богов забывая, мы идолов чтим,
Борьбу отвергая, мы падаем ниц
И долгие дни одиноко влачим,
Усталость смывая с безжизненных лиц...
Я крылья раскину на множество верст,
О полдне глаголя, где свет победил,
О солнечном небе – закон его прост:
Лететь, пока хватит дыханья и сил!
Обычаи цепки. Стремнина страшна.
Мы вязнем безгласно в своей колее.
Но вспыхнет соблазном на миг крутизна
Над бездной – и станет светлей на земле!
Как павшая крепость, рассыплется страх,
И новая буря охватит умы,
И новый огонь загорится в сердцах –
Огонь воскресенья из пепла и тьмы!
Я плавно сузила свой круг...
Я плавно сузила свой круг
До минимального кружочка
И опасаюсь втайне: вдруг
Останется от круга – точка?
Что стану делать я тогда
В своём пространстве одномерном?
Утешусь вехами труда,
Фантазий счастьем эфемерным?
Какая польза будет в том,
Чему себя я предназначу?
Какую даль вместит мой дом,
Какую силу я растрачу
На свой бесхитростный вираж –
Полёт по кругу бумеранга?
Чего мне будет стоить блажь
Идти на дно без акваланга?
И вдруг затянется петлёй
Моя окружность роковая?..
Я потеряю связь с землёй,
Последний узел разрывая,
И сброшу с плеч привычный вес,
И в небеса взлечу, как птица,
Чтоб в бесконечности небес
Не умереть – переродиться,
Постичь космический закон
Движенья жизни беспредельной
И расцвести в ней островком,
Вселенной замкнутой и цельной,
Чтоб изумиться красоте
И грозной силе мирозданья
И в безвоздушной пустоте
Учиться высшему дыханью.
Первые строчки я начала рифмовать очень рано. «Виной» этому послужили стихи, которые я учила наизусть в раннем детстве. В основном это были сказки Пушкина. Мне рассказывали, что я запоминала целые поэмы и любила их декламировать в общественных местах. У бабушки в Подмосковье долго хранились записи моего голоса. В ту пору, когда я училась говорить, я сразу училась говорить стихами. Наверно этот пласт информации отложился где-то очень глубоко, это послужило толчком к тому, что в раннем детстве стали приходить свои первые строчки и рифмы. Позже мама мне читала наизусть очень много стихов поэтов-классиков, эти стихи вызывали у меня чувство неземного восторга, как и произведения искусства, которые были собраны в великолепной коллекции альбомов по живописи. Из композиторов в раннем детстве мне особенно нравился Бетховен, причем под его музыку я не просто танцевала, а в буквально смысле «прыгала до потока». Свои серьёзные стихи появились позже, где-то лет с четырнадцати. Мечта издать сборник стихотворений очень сильно стимулировала раннее творчество: была поставлена цель, которая, с одной стороны была до невозможного желанной, а с другой стороны требовала максимальных усилий и огромного напряжения. Хотелось, чтобы сборник «не уступал» любимым авторам, а это действительно требовало отчаянных усилий, хотя, если говорить о стихах, применение какой-то силы бессмысленно, и в этом заключалась самая большая сложность. Но когда сборник был издан, радость всё перекрыла, и этой радостью хотелось делиться со всем миром. Я часто выступала на литературных мероприятиях, проводила авторские вечера и концерты, посещала студии и кружки. Творчество заполнило мою жизнь на многие годы, и этот подъём продолжается и в настоящее время, хотя далеко не всегда мне удавалось встречать понимание и достаточно внимания. Однако внутренняя работа шла всегда, независимо от обстоятельств. Думаю, что был «запущен механизм», наподобие внутренней пружины, которая продолжает раскручиваться. Последующие три сборника требовали не меньшего напряжения, чем первый, но писать стихи становилось более и более естественной природной потребностью, а «работа» над стихами воспринималась уже не как работа, а как увлекательное путешествие, хотя порой приходилось преодолевать трудности пути… Помимо своих сборников у меня очень много публикаций в коллективных сборниках, антологиях, альманахах, и я, конечно, не смогу их перечислить. Я посещала творческие студии, одной из первых была литературная гостиная при Доме учёных под руководством Людмила Владимировой, позже – Пушкинское общество при Литературном музее, студия «Феникс» при доме-музее имени Рериха, литературная гостиная «Дилижанс», основанная Людмилой Шарга, кружки авторской песни и другие. Была мечта основать свою студию, эта мечта осуществилась в мае 2008 года: была создана творческая студия «Палитра» при одесском университете имени Мечникова, которая продолжает работать и сейчас. Но настоящей школой для меня было общение с поэтами-классиками, которых я читала и перечитывала глубоко и подробно, многим моим любимым поэтам написаны посвящения, среди них – Маяковский и Блок, Цветаева и Ахматова, Пушкин, Белла Ахмадулина, Высоцкий, из зарубежных – Гарсиа Лорка, Артюр Рембо, Шекспир и другие… Дружба с одесскими поэтессами Ирой Дубровской и Людой Шарга вдохновила на взаимные посвящения. Кроме стихов я пишу песни и музыку и записала несколько дисков, а также немного рисую, оформляла свои сборники и сборник одесской поэтессы Ирины Немченко, а по образованию я – математик. Мне интересно не только какое-то одно направление в творчестве, а в принципе раскрытие внутреннего потенциала человека, исследование его возможностей и духовный рост. Этот интерес привёл меня к изучению и практике восточных развивающих систем, таких, как йога, цигун и другие. Но главным в творчестве и жизни всегда была и остаётся поэзия. В стихах я придерживаюсь классической формы, хотя было и немало экспериментов, однако моё основное направление – философская лирика, первостепенным в большинстве стихов является идея, смысл стихотворения. Мне нравятся точность и лаконичность, но в то же время я ищу интересные образы, обороты, рифмы... Стихи приходят сами, я лишь немного шлифую форму, но основной смысл пробивается и вырисовывается самостоятельно, мне остаётся только его донести.
Творчество. Горение. Огонь созидающий. Но иногда и разрушительный для всего, что сковывает и не даёт вырваться на свободу. Я очень рано ощутила свою нестандартность и неумение и даже абсолютную невозможность «вписываться в рамки». Творчество стало неотъемлемой частью жизни ещё в детстве. Хотя для ребёнка это вполне естественно: почти все дети рисуют, многие проявляют музыкальные и другие творческие способности. Но чаще всего с возрастом это проходит. У меня – не только не прошло, а стало основным, превышающим все другие потребности, жизненным интересом. Это мир, который, однажды открывшись, уже не отпускает человека. Это «демон во мне», по выражению Цветаевой, грозная и таинственная сила, которая больше тебя, которая полностью овладевает тобой и, если нужно, сметает любые препятствия. Это постоянная внутренняя борьба, поиск, путь, когда забываешь о себе, о еде и сне, обо всём, кроме того, что мучает и требует выражения.
А что же происходит с таким человеком в реальной жизни? Как правило – конфликт, и даже больше: своего рода «война миров», между внутренним миром и внешним, к которому приходится приспосабливаться, а приспособиться, как правило, не получается. Сначала не понимаешь, куда ты попал, что происходит с тобой и вокруг тебя. А когда понимаешь, начинается неизбежная борьба. И часто такие люди врезаются в стены и… разбиваются. Иногда – насмерть. Цветаева, Маяковский, Есенин… И множество других, может быть, менее известных, но в чём-то не менее ярких поэтов, музыкантов, художников.
Однажды меня спросили: «У Вас очень серьёзные стихи. А где же Вы работаете? Где человек с такими стихами вообще может работать?» Оказывается, всё-таки может. Моя жизнь тесно связана с университетом уже много лет, ещё со студенчества.
Интересы были крайне разносторонними, от точных наук до поэзии, музыки и живописи. Хотелось, по выражению Волошина,
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами.
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
Но изучать точные науки казалось мне более естественным выбором, поскольку, по моему мнению, творческий потенциал можно и нужно развивать не в рамках, скажем, университетской программы или другой образовательной системы, а как-то иначе, самостоятельно, в более свободном формате. Так и получилось: я поступила на физический факультет университета имени И. И. Мечникова, но параллельно с занятиями в университете по своей специальности занималась ещё и творчеством, серьезно изучала литературу, поэтов-классиков, музыку, рисунок, живопись и графику. Интересов и увлечений было много, но со временем основным занятием в жизни стала поэзия.
У меня всегда было профессиональное отношение к творчеству, несмотря на физико-математическое образование, а может быть и в значительной мере благодаря ему. Занятия точными науками помогли мне в стихах соединить фантазию и художественное восприятие мира с логикой, которая позволяет мне выразить в стихах не только чувства, но и мысль, идею. Философская лирика стала основным направлением в творчестве.
Бесценным опытом была для меня поездка в Канаду по обменной студенческой программе. Там я продолжила образование, начатое на физическом факультете. Университет Акадия окончила с отличием по специальности физика и поступила в магистратуру в университет Торонто по специальности астрофизика. Занятия творчеством не оставляла и в этот период жизни. Опыт жизни и учёбы в Канаде был для меня исключительно важным не только в плане образования, но и в плане знакомства с другой культурой. Сразу после окончания магистратуры вернулась в Одессу и издала первый поэтический сборник «Пишу стихи свои как дневники» с авторскими иллюстрациями. Тогда же я поступила в аспирантуру по специальности теория чисел.
Одним из самых трудных жизненных испытаний стала тяжелая болезнь родителей. Отец Валерий Дмитриевич – доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой физиологии человека и животных, декан биологического факультета, много лет проработал в университете и оставался на работе до самых последних дней. Мама, Людмила Васильевна – преподаватель русского языка и литературы, работала в школе.
Именно мама разбудила мой первый интерес к лите- ратуре и творчеству. Учитель старших классов, она была не только увлечена своей работой, но творчески к ней подходила, сама писала стихи и знала наизусть много стихов поэтов-классиков. Я эти стихи слышала с раннего детства и очень полюбила. Сначала – стихи и сказки Пушкина, потом – поэтов серебряного века и других русских и зарубежных авторов. Многие понравившиеся стихи я с удовольствием учила наизусть и запомнила на всю жизнь. В доме часто собиралась молодежь, чтобы почитать и послушать поэзию и музыку, поговорить о литера- туре и искусстве. Были турпоходы, школьные спектакли, встречи при свечах и просто удивительная творческая атмосфера.
К моим занятиям литературой отец, как и мама, относился очень серьёзно и с большим вниманием, несмотря на занятость и научную работу, которая отнимала у него почти всё время.
Когда родители заболели, желая помочь своим близким, я начала глубоко изучать нетрадиционную медицину, восточные оздоровительные и развивающие системы. Это помогло мне понять, что в центре любой деятельности – образование, работа, общение, творчество, – стоит человек и его духовное совершенствование, а занятия творчеством необходимы для внутреннего роста не менее, чем знания, эрудиция и интеллект. В этот период жизни была написана и издана вторая книга стихов «Слова – рукоделье моё».
После окончания аспирантуры я с большим интересом занималась преподавательской деятельностью, про- водя со студентами занятия по математическому анализу. Но совмещать преподавательскую работу и творчество оказалось очень трудно.
С огромной благодарностью хочу отметить, что в университете много раз поддерживали творческую инициативу, например такую, как прочитать спецкурс по фрактальной геометрии или организовать поэтическую студию при Центре культуры университета. Такая студия «Палитра» была основана в 2008 году и продолжает работать в настоящее время. За это время я издала две новые книги «Чужое время» и «Летите в мир, мои стихи!..»
Я записала несколько музыкальных альбомов, часто выступаю со своей авторской литературно-музыкальной программой в Одессе, Киеве и других городах, состою в нескольких писательских организациях. В 2008 году художественно оформила книгу одесской поэтессы Ирины Немченко.
Предлагаю Вашему вниманию мой пятый сборник стихов.